(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru Переходите в наши соцсети              

Эксперты сравнили возможности наземного лазерного сканера и беспилотников на стройке

Как сообщает radidomapro.ru, на объектах стройки для сбора данных и дальнейшей оцифровки сегодня используются технологии наземного лазерного сканирования (НЛС) и воздушной беспилотной съемки. Вопрос эффективности применения на стройплощадке каждого из данных инструментов обсудили участники V международного BIM-форума в ходе сессии «Цифровые технологии в строительном контроле». В настоящее время для изыскания исходных данных объекта с целью построения трёхмерной модели и дальнейшего проектирования используются наземно-лазерное сканирование (НЛС) и съемка с беспилотных летательных аппаратов (БПЛФ). Эти технологии принципиально отличаются друг от друга: лазерные сканеры создают 3D модель из «облака точек», полученных на основе статичных снимков, а беспилотники осуществляют съемку с воздуха, и после обработки полученных данных создается трехмерная модель. На V Международном BIM-форуме представители компаний, специализирующихся на сборе и оцифровке данных в ходе строительства, сравнили эффективность технологий на разных этапах стройки. На этапе предпроектных изысканий выбор технологического решения обусловлен объектом строительства. По словам генерального директора компании «Триметари Консалтинг» Михаила Аникушкина, лазерный сканер больше подходит для плотной застройки, нежели беспилотники. Поэтому на нем останавливают выбор проектные институты, которые занимаются реконструкцией объектов с большим количеством технологий, коммуникаций, металлических конструкций. Лазерный сканер благодаря компактности позволяет сделать сотни или тысячи снимков и получить полноценное «облако точек», что позволит выдать на основе этих изысканий качественную проектную документацию. В случае, если объектом строительства выступает дорога, больше подходят беспилотные аппараты, которые за день могут при хороших погодных условиях снимать до 30-60 километров дороги с шириной полосы в 100-200, рассказал генеральный директор Skyeer Александр Рыжов. Это значительно превышает возможности лазерного сканера, который за тот же срок может сделать снимки всего 2-3 километров дорожного полотна. Таким образом, беспилотники незаменимы в области подготовительных изыскательных работ с точки зрения аэрофотогеодезии, потому что существенно экономят время и уступают в точности лазерным сканерам не более чем на 2-3 см, считает Рыжов. При земляных, подземных или горных строительных работах, а также на складах сыпучих материалов применимы обе методики. Лазерный сканер с помощью «облака точек» может установить точную глубину объекта, за 3 часа съемки создать цифровую модель рельефа, которая с геодезической точностью может быть использована для оценки состояния и расчета объемов. Погрешность БПЛА по сравнению с лазерным сканером на этих объектах составляет порядка 1%, на сбор данных тратится около 40 минут, на обработку - 3 часа, замечает глава Skyeer. Однако для исследования свай или фундамента технология сбора данных с беспилотника не подходит. На данных объектах БПЛА можно использовать для определения положения плановых координат. Чтобы понять темпы работы, достаточно получить ортофотоплан с беспилотника, но точные данные для проектирования можно получить только с помощью лазерного сканера. «Сканер один раз поставил, получил «облако точек», наложил его на проектную BIM-модель - и можно четко контролировать глубину по каждой свае, а можно запустить инструмент сравнения с моделью «облака точек», выстроить допуски, которые на конкретной стройке заказчик предъявляет к бетону, к металлоконструкциям, и получить информацию, что построено, где, и насколько правильно», — рассказал Михаил Аникушкин. На этапе строительно-монтажных работ (СМР), где нужна инженерная точность в расчетах, без лазерного сканирования не обойтись. Кроме того, технически лазер проще установить на стройплощадке с большим количеством строительных лесов, рабочих и стройматериалов. «Заказчик на лазерное сканирование СМР и применение беспилотников на СМР совершенно разные. НЛС (лазерное сканирование) — это инженерная точность, это когда нужно осуществлять приемку, подписывать ведомость и так далее. Беспилотик на это совершенно не претендует, он живет совсем в других точностях, он скорее тут выполняет информационную функцию», — заметил Александр Рыжов. Но на этапе благоустройства территории беспилотные аппараты показывают высокую эффективность. BIM-модели на территорию обычно не создают, поэтому беспилотники необходимы для анализа прокладки сетей и колодцев, зеленых насаждений, укладки газона, строительства бордюров, площадка для собак и так далее. БПЛА выявляют недочеты в области благоустройства и позволяют вовремя их устранить. Подводя итоги дискуссии, участники отметили, что не существует универсального подхода к тому или иному этапу строительных работ, где требуется сбор данных с помощью высоких технологий. На каждом этапе одна технология впереди, другая — уступает. Нередко на строительных объектах могут одновременно работать и лазерный сканер, и беспилотники, что позволяет получить максимально точные и информативные данные. А в ближайшем будущем на площадках могут появиться споты со сканерами, успешную разработку которых компанией Hexagon анонсировал руководитель отдела лазерного сканирования компании Сергей Котельников. По мнению эксперта, это позволит разрешить спор об эффективности каждой из применяемых сегодня технологий.

<< Вернуться на предыдущую страницу