(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru

На рудниках Заполярного филиала «Норникеля» провели испытания маркшейдерского дрона нового поколения

Как сообщает sgnorilsk.ru, маркшейдерская служба Норильского дивизиона компании совместно с цифровой лабораторией «Норникеля» провели испытания специализированного комплекса лазерного сканирования Hovermap. Специалисты испытали новейший дрон на «Маяке», «Скалистом» и «Комсомольском». Артем Серебренников, представитель международной компании Aerodyne, работающей в 35 странах, рассказал «Северному городу», что в Норильске тестируют уникальный аппарат. «Это целый комплекс, и в нашей стране равных ему пока что нет. Дрон летает глубоко под землей без сигнала GPS, к нему присоединен уникальный лазерный сканер, который сканирует окружающее пространство на 360 градусов. Мы можем делать полные 3D-модели подземных горных выработок, очистных камер и других труднодоступных мест. Уникальность аппарата еще и в том, что он сканирует пространство не под каким-то углом, как большинство лазерных сканеров, в том числе и мобильных: система управления дроном объединена с лазерным сканером, и за счет того, что происходит сканирование окружающего пространства, дрон может облетать те препятствия, которые попадаются на пути полета. То есть фактически это продвинутый уровень автономного полета: дрон летит по программе, сам корректирует маршрут, облетает препятствия, улетает за пределы видимости, где движется автономно, и так же самостоятельно возвращается. Оператор на специальном планшете только выставляет точки, в которые должен попасть дрон. Уже протестировали оборудование на трех рудниках Заполярного филиала, результаты хорошие», – поделился директор российского подразделения Aerodyne. Он также отметил, что аппарат новый, австралийского производства, с успехом испытывался у себя на родине и в Чили. В России дрон появился в начале этого года, при этом «Норникель» стал первой точкой в нашей стране, где его протестировали на производстве: «Сегодня на «Комсомольском» прошел финальный день испытаний. Облетели очистную камеру и прилегающие выработки. Сделаем 3D-модель пространства и представим окончательные результаты «Норникелю». Впереди – более детальный анализ полученных данных. Уже сейчас можно сказать, что новая технология вызвала большой интерес у заказчика». Вес дрона около шести килограммов вместе с лазерным сканером, который весит 1,8 килограмма. Сегодня это один из самых легких в мире мобильных лазерных сканеров. Время полета – от 35 до 55 минут в зависимости от веса полезной нагрузки. Примечательно, что первичная обработка так называемого облака точек происходит в программе, которая поставляется вместе с оборудованием. Для удобства сотрудников маркшейдерской службы данные из программы после обработки выгружаются, а информация обрабатывается в более привычных программах. Таким образом, одним из основных плюсов программы является то, что она полностью совместима с теми системами обработки графической информации, которые уже существуют на предприятии. Артем Серебренников уверен, что управление дроном в подземных горных выработках – достаточно серьезная задача, и, поскольку оборудование довольно дорогостоящее, специалист, который им управляет, должен обладать высокой квалификацией. Пилот беспилотных летательных аппаратов компании Aerodyne Алексей Доронин способен пилотировать пассажирские самолеты, но последний год он профессионально управляет дронами. По его словам, в последнее время между дронами и самолетами все больше общего, и уже с уверенностью можно сказать, что общество приобрело еще одну профессию – пилот дронов. «Дрон последней модели, я им управляю уже около двух месяцев. Если раньше дроны были в большей степени для развлечения, например, чтобы делать обзорные и красивые съемки местности, в последние годы они приносят реальную пользу, в том числе и на производстве. А управлять ими не сложно, главное – быть внимательным, и со временем придет уверенность, а с ней и опыт. Можно пройти обучающие курсы, что я и сделал. Управляется этот дрон специальным планшетом. По своему функционалу он все больше напоминает современный самолет, в котором компьютер делает за человека основную работу», – поделился пилот дрона. Как отметил главный маркшейдер рудника «Комсомольский» центра маркшейдерских работ Заполярного филиала Владимир Орлов, основными плюсами нового оборудования являются точность выполнения работ и возможность обследования «слепых зон», а также безопасность выполнения работ за счет нахождения оператора в безопасном месте. Специалист считает, что если технология пройдет испытания, то не исключено, что компания возьмет дрон на вооружение. «Промышленная безопасность – главное для «Норникеля». Мы не хотим рисковать здоровьем работников, поэтому в тех местах, где опасно находиться людям, нужно использовать технику. Дрону стоит только подлететь, чтобы выполнить большой объем работы. Например, для того чтобы очистное пространство снять другими сканирующими системами, нам часто нужно подойти с двух сторон. Торец камеры мы не можем посмотреть, потому что это небезопасно. А дрон может подлететь и сделать это. Кроме того, увеличивается детализация и точность: аппарат может подлетать к бортам, бокам, торцам, сводам и так далее. Пока рано говорить о том, закупит ли компания это оборудование. Мы получим съемки, сравним с предыдущими, сравним, насколько быстра обработка и как программа подходит к нашей системе. Необходимо все как следует проанализировать, после чего и сделаем окончательный вывод», – заключил Владимир Орлов.

<< Вернуться на предыдущую страницу