(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru Переходите в наши соцсети              

О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичных сервитутах

Сервитутом называется право ограниченного пользования чужим земельным участков. Для государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения по решению уполномоченного органа власти устанавливается публичный сервитут. Обычно публичные сервитуты устанавливают для размещения на земельных участках социально значимых объектов, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования, для размещения межевых знаков, пунктов государственной геодезической сети и т.д.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его правообладателя прав владения, пользования и распоряжения.

Чтобы установить публичный сервитут, сначала необходимо описать его границы на местности. Для этого составляется графическое описание местоположения границ публичного сервитута, согласно требований, которые установлены приказом Минэкономразвития РФ от 10.10.2018 № 541. Графическое описание формируется в виде файлов в формате XML и состоит из схемы расположения границ публичного сервитута и описания границ, содержащего координаты характерных точек границ.

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежат государственной регистрации. Органы власти, которые приняли решение об установлении публичного сервитута, обязаны направлять документы в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с момента принятия таких решений.

В реестр границ ЕГРН вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

- реквизиты решения органа власти об установлении публичного сервитута;

- описание местоположения границ публичного сервитута;

- цель установления публичного сервитута;

- срок публичного сервитута;

- обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним;

- наименование органа власти, принявшего решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.

На сегодняшний день XML-схемы, используемые для формирования графического описания местоположения границ публичного сервитута в электронном виде, Росреестром не утверждены. Поэтому пока могут быть использованы XML-схемы, которые применяются для зон с особыми условиями использования территорий. При этом, в содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон необходимо отображать слова «публичный сервитут».

Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа власти или суда о прекращении публичного сервитута.

Как отметила заместитель начальника отдела инфраструктуры пространственных данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Елена Окунева, законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка на публичный сервитут. Если юридическое лицо владеет на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения сооружением,  которое размещено на земельном участке на основании публичного сервитута, то такое юридическое лицо может переоформить право постоянного (бессрочного) пользования либо аренды земельного участка на публичный сервитут. Данное правило применяется, если право собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения на указанное сооружение возникло до 01.09.2018.

Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, кадастровый учет и регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, при условии, что право постоянного (бессрочного) пользования или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

При внесении в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов зачастую выявляются пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных (протяженных) объектов. Указанная норма законодательства в определенной мере решает такую проблему. Теперь, земельные участки, предназначенные для размещения линейных (протяженных) объектов, можно снять с  кадастрового учета, оформив при этом публичный сервитут.

<< Вернуться на предыдущую страницу