(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru

ПРОТОКОЛ заседания рабочей группы по вопросам организации взаимодействия Управления Росреестра по Томской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области и СРО Ассоциация «ОКИС»

Председательствующий:

Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление) - Е.Г. Золоткова.

Секретарь:

Исполняющая обязанности начальника отдела регистрации земельных участков Управления - И.А. Гончарова.

Присутствовали:

от Управления - начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН - Т.А. Фёдорова, начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления - О.Г. Бобкова, начальник отдела регистрации объектов нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк, заместитель начальника отдела регистрации объектов нежилого назначения и ипотеки М.Г. Коломиец, начальник отдела регистрации объектов жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве - И.А. Колыванова, начальник отдела эксплуатации информационных систем, технических средств и каналов связи - А.Л. Зорин.

от Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области (далее - Филиал) заместитель директора - главный технолог С.В. Шапошникова; начальник отдела обработки документов и обеспечения учётных действий №1 - И.Г.

Щербина, начальник отдела обработки документов и обеспечения учётных действий №2 - А.В. Илюшкин.

от Департамента Управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска - председатель комитета по земельным правоотношениям А.К. Огородников.

от Департамента по Управлению государственной собственностью Томской области - консультант Комитета по управлению земельными ресурсами М.М. Гребенщикова.

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска - консультант отдела землеустройства и городского земельного кадастра М.В. Фёдорова, Советник Комитета строительного контроля А.В. Шолькина.

Директор ООО «Земля и недвижимость», член СРО Ассоциации «ОКИС»    А.М. Михайлов

Заместитель директора ООО «Земля и недвижимость», член СРО Ассоциации «ОКИС»    В.Д. Гайер

Главный инженер ЗАО «Томскгипрозем», кадастровый инженер, член СРО Ассоциации «ОКИС»    А.В. Луков

 

Директор ООО «Ваш партнёр»

Начальник ОГАУ «Томсклесхоз»

Ведущий инженер ОГАУ «Томсклесхоз»

Инженер ОГАУ «Томсклесхоз»

Кадастровый инженер ООО «Эталон 2000»

  1. Исполнение протокольных решений от 11.09.2019 (И. А.Г ончарова).
  1. Порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки органом регистрации прав с использованием картографической основы и (или) иных документов, материалов (О.Г. Бобкова).
  2. Вопросы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска (И.А. Гончарова, С.В. Шапошникова).
  3. Использование аналитического метода определения координат (О.Г. Бобкова).
  4. Акт согласования местоположения границ земельного участка (И.Г. Щербина).
  5. Иные вопросы для рассмотрения.

РЕШИЛИ:

По п.1 Повестки выступила И.А. Гончарова по исполнению протокольных решений заседания рабочей группы по вопросам организации взаимодействия Управления, Филиала и СРО Ассоциации «ОКИС» от 11.09.2019 №9. Все решения, принятые на заседании рабочей группы по вопросам организации взаимодействия Управления, Филиала и СРО Ассоциации «ОКИС» исполнены.

По п.1 Повестки принять:

Все решения по Протоколу №9 от 11.09.2019 исполнены.

По п.2 Повестки выступили А.М. Михайлов и О.Г. Бобкова

  • Кадастровый инженер А.М. Михайлов:

В Томской области сложилась очень сложная ситуация с кадастровым учетом. Это не мои доводы, об этом говорят все средства массовой информации, суды переполнены делами по отмене результатов межевания земельных участков, хотя собственники межевали свои участки ранее,

 

получили кадастровый паспорт, а теперь оказывается все не правильно. Кто виноват? Причем тут собственник земельного участка? Дачная амнистия продлена, но скоро она закончится, а люди не могут зарегистрировать дома, так как участки стоят неправильно на кадастровом учете! А это значит, что налоговая база не увеличивается, нет дополнительного дохода в бюджет Томской области. Земельные участки не могут быть вовлечены в оборот. Назревает социальный взрыв.

Хотелось бы напомнить, что «Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений». О какой достоверности может идти речь, если 80% участков стоят неправильно на кадастровом учете.

Нужно что-то делать. Вопрос по исправлению реестровых ошибок поднимается на рабочих группах уже два года, но Росреестр без наличия картографической основы ЕГРН не имеет возможности установить факт наличия реестровой ошибки. Но суды почему-то имеют такую возможность, а Росреестр не имеет! Отсюда вывод: Росреестр боится принимать на себя ответственность и переваливает свою работу на суды. Бесконечно так продолжаться не может. Может, все-таки, уже начать исправлять реестровые ошибки в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), тем более, что с 16 сентября 2019 г. начали действовать поправки, которые расширяют возможность регистратора по исправлению реестровых ошибок.

Думаю, что все заинтересованы в исправлении реестровых ошибок, и кадастровые инженеры и органы власти, и все готовы помочь Росреестру найти пути исправления реестровых ошибок.

Предлагаю на заседании рабочей группы еще раз рассмотреть вопрос исправления реестровых ошибок в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации, в свете изменений, вступивших в силу с 16 сентября 2019 г.

  • Выступила О.Г. Бобкова:

Федеральным законом от 17.06.2019 № 150 «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015           №        218-ФЗ «О государственной регистрации

недвижимости» (далее - Закон о регистрации) внесены изменения, согласно которым изменение в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки может осуществляться органом регистрации прав с использованием не только картографической основы, но и с использованием иных документов (материалов).

В связи с этим Филиалом совместно с Управлением проведен анализ материалов ортофотосъемок, помещенных в Госфонд и федеральный фонд пространственных данных с технической точки зрения на предмет возможности определения координат и с правовой, принимая во внимание ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации, определяющей требования к материалам, на основании которых орган регистрации прав может вносить в ЕГРН сведения о местоположении объектов.

Согласно информации регионального отдела ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по Новосибирской области материалы ортофотосъемок на территорию Томкой области не поступали, в наличии имеются только цифровые и тиражные оттиски топокарт.

В Госфонде Управления на территорию Томской области имеются материалы ортофотосъемок 2010 года. Данные материалы в 2010 году также были переданы в Филиал.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в Филиал направлен проект нормативного акта (проект приказа о внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943) об установлении требований к точности определения координат характерных точек границ объектов недвижимости при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации.

С технической точки зрения по мнению Филиала вышеуказанный Проект нормативного акта позволяет определить координаты характерных точек границ земельных участков и их площадь на основании имеющегося в Филиале картографического материала (ортофотопланов) при реализации полномочий, определенных ч. 7.3 ст. 61 Закона о регистрации.

С точки зрения правовой возможности использования имеющегося в Госфонде Управления и Филиале картографического материала для определения координат характерных точек границ объектов недвижимости с соблюдением условий, определенных чч. 7, 7.1 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости имеются проблемы, в том числе:

  • на данном материале невозможно однозначно определить местоположение границ земельных участков;
  • имеющиеся в распоряжении Филиала ортофотопланы не дешифрированы;
  • на данных ортофотопланах отсутствуют наименования элементов улично­дорожной сети и естественных природных объектов;

-имеющиеся ортофотопланы созданы в 2010 году, при этом ч. 7.1 ст. 61 Закона о регистрации предполагается определение местоположения границ смежных земельных участков с использованием картографического материала исходя из местоположения границ земельных участков, существующих на местности 15 и более лет, в связи с чем, год создания используемого картографического материала должен быть не позднее 2004 года.

Исходя из вышеизложенного, имеющиеся в распоряжении Управления и Филиала ортофотопланы не могут быть использованы в качестве иных документов (материалов) для изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в соответствии с новой редакцией ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации.

По п.2 Повестки принять:

Отделу землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления (О.Г. Бобковой) довести данную информацию до членов рабочей группы и направить в Управление геодезии и картографии Росреестра письмо с просьбой разъяснить какие документы относятся к перечню иных документов (материалов), которые могут использоваться органом регистрации прав при исправлении реестровой ошибки в порядке, установленном ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации и в какие сроки планируется принятие изменений в Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, касающихся установления требований к точности определения координат характерных точек границ объектов недвижимости при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ в соответствии со ст. 61 Закона о регистрации.

Срок 11.12.2019

По п.З Повестки выступили И.А. Гончарова, С.В. Шапошникова

  • И.А. Гончарова зачитала вопросы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, направленные в Управление письмом от 22.11.2019 №01-01-19/7736 (вх. №19754/19 от 25.11.2019) для рассмотрения на рабочей группе. Вышеуказанные вопросы оформлены Приложением №1 к настоящему Протоколу.
  • И.А. Гончарова, С.В. Шапошникова выступили с ответами по вопросам Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска. По вопросам 1, 2, 4 доведена информация, что функционирование сервисов официального сайта Росреестра не входит в зону ответственности

Управления и Филиала. Вопросы стабильности функционирования сервиса «Личный кабинет» портала Росреестра, а также вопросы по развитию функционала указанного сервиса, относятся к компетенции Центрального Аппарата Росреестра.

По п. 3.2. Повестки принять:

Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления обращаться в службу технической поддержки Росреестра по вопросам функционирования сервисов официального сайта Росреестра.

  • По вопросу 3 доведена информация, что в разделе «Услуги и сервисы» сервиса «Личный кабинет» имеется вкладка «Возобновление государственной регистрации, ранее приостановленной по заявлению правообладателя» в разделе «Иное», где существует возможность возобновить ранее приостановленные по заявлению правообладателя государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию прав.
  • По вопросу 6 доведена информация, что в настоящее время отсутствует возможность электронного взаимодействия в целях внесения в ЕГРН сведений о публичном сервитуте.

При этом анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о регистрации позволяет сделать вывод, что законодатель разделяет понятия "сервитут" и "публичный сервитут", и, поскольку ЗК РФ не установлено иное, публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН, часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. (В этой связи пункт 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению.)

Так, согласно пункту 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН, в соответствии со статьей 7 Закона о регистрации сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ ЕГРН (состав вносимых в названный реестр сведений о публичном сервитуте определен частью 6 статьи 10 Закона о регистрации).

При этом согласно пункту 7 статьи 39.43 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута, которым, как предусмотрено пунктом 5 статьи 39.43 ЗК РФ, утверждаются такие границы публичного сервитута, направить копию такого решения в орган регистрации прав.

На основании пункта 21 части 1, части 15.1 статьи 32 Закона о регистрации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении (или о прекращении) публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541 (далее - Требования). Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До размещения XML-схемы на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, утвержденные приказом Росреестра от 15.09.2016 N П/0465 (далее - Приказ) (Приложение N 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение N 4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе "Содержание ограничений" (ContentRestrictions) реквизита "Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия" (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: "публичный сервитут" и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.

По п.3.4. Повестки принять:

В вышеуказанном случае руководствоваться Письмом Росреестра от 25.03.2019 №01-02960-ГЕ/19.

  • По вопросу о государственной пошлине доведена информация, что в соответствии с ч. 24 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 рублей.

По п. 3.5. Повестки принять при оплате государственной пошлины руководствоваться ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

По п.4 Повестки выступили И.А. Гончарова, О.Г. Бобкова

  • И.А. Гончарова озвучила вопросы от кадастровых инженеров. 11.09.2019 состоялось заседание рабочей группы по вопросам организации взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области и СРО Ассоциация «ОКИС» (далее Заседание).

Согласно п.5 повестки протокола Заседания №9 от 11.09.2019 (далее Протокол) был рассмотрен вопрос использования кадастровыми инженерами аналитического метода определения координат земельного участка.

Согласно Протоколу аналитический метод может применяться в случаях, когда характерные точки вновь образуемого объекта недвижимости принимаются равными точкам (совпадают с точками), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и может использоваться кадастровыми инженерами только в результате проведения кадастровых работ по объединению, перераспределению, разделу земельных участков и в других случаях, когда местоположение границы земельного участка может определяться с использованием характерных точек, сведения о которых содержатся в ЕГРН с точностью, соответствующей Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 (далее Требования).

Стоит отметить, что согласно п.14 Требований, при использовании аналитического метода определения координат характерных точек границы земельного участка величина средней квадратической погрешности местоположения таких характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности местоположения характерных точек, используемых для вычислений. Обращаем внимание, что в вышеуказанном пункте отсутствуют требования к обязательному наличию сведений о координатах определяемых характерных точек в ЕГРН.

Однако в Протоколе не учтены частные случаи, при которых невозможно использование геодезического метода, метода спутниковых геодезических измерений, фотограмметрического метода, картометрического метода, согласно Требованиям, а именно:

-определение координат характерных точек для границ земельных участков под линейными объектами, осуществляется путем формирования полосы отвода по заданным расстояниям от оси объекта, координаты земельных участков определяются на основании предоставленных заказчиком результатов инженерных изысканий, выполненных в соответствии с СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства;

-координаты характерных точек определялись органами местного самоуправления при подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в свою очередь утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выдается органом местного самоуправления кадастровому инженеру в качестве исходных данных;

-подготовка межевого плана осуществляется на основании ранее утвержденного проекта межевания, в свою очередь, границы земельных участков формировались на основании инженерных изысканий в соответствии со ст. 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

-подготовка межевого плана осуществляется на основании разработанной и утвержденной проектной документации лесного участка в соответствии с Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки".

С учетом вышеизложенного, просим Вас рассмотреть возможность использования аналитического метода определения координат в случаях, когда местоположения границ земельных участков определены не на основании сведений, содержащихся в ЕГРН.

  • По результатам рассмотрения на состоявшемся 11.09.2019 заседании рабочей группы вопроса о применении кадастровыми инженерами аналитического метода определения координат и установлении случаев, при которых возможно применение такого метода, от кадастровых инженеров поступили вопросы о рассмотрении возможности применения аналитического метода в иных частных случаях, в том числе когда местоположение границ земельных участков определено не на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, а именно:

-определение координат характерных точек для границ земельных участков под линейными объектами, осуществляется путем формирования полосы отвода по заданным расстояниям от оси объекта, координаты земельных участков определяются на основании предоставленных заказчиком результатов инженерных изысканий, выполненных в соответствии с СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства;

-координаты характерных точек определялись органами местного самоуправления при подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в свою очередь утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выдается органом местного самоуправления кадастровому инженеру в качестве исходных данных;

-подготовка межевого плана осуществляется на основании ранее утвержденного проекта межевания, в свою очередь, границы земельных участков формировались на основании инженерных изысканий в соответствии со ст. 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

-подготовка межевого плана осуществляется на основании разработанной и утвержденной проектной документации лесного участка в соответствии с Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки".

В связи с чем было разъяснено следующее.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Частью 8 статьи 22 Закона о регистрации определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Пунктом 3 требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 (далее - Требования), обозначены методы определения координат характерных точек, в том числе аналитический метод.

При этом координаты характерных точек границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, должны определяться с точностью не ниже точности определения координат характерных точек границы земельного участка, приведенной в Приложении к Требованиям.

В соответствии с пунктом 14 Требований при использовании аналитического метода определения координат характерных точек границы земельного участка величина средней квадратической погрешности местоположения таких характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности местоположения характерных точек, используемых для вычислений.

В связи с вышеизложенным, аналитический метод определения координат характерных точек границы земельного участка может быть применен в случае, если в результате координаты характерных точек границы земельного участка будут определены с точностью не ниже установленной Требованиями.

Поэтому, по общему правилу, аналитический метод может применяться в случаях, когда характерные точки вновь образуемого объекта недвижимости определяются с использованием характерных точек, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и может использоваться кадастровыми инженерами в результате проведения кадастровых работ по объединению, перераспределению, разделу земельных участков и в других случаях, когда местоположение границы земельного участка может определяться с использованием характерных точек, сведения о которых содержатся в ЕГРН с точностью, соответствующей Требованиям.

Учитывая изложенное, необходимо индивидуально рассмотреть частные случаи применения аналитического метода, когда местоположение границ земельных участков определено не на основании сведений, содержащихся в ЕГРН.

По п.4 Повестки принять:

ООО «Ваш партнёр», направившему вопрос на рабочую группу о частных случаях применения аналитического метода определения координат характерных точек границ земельного участка, предоставить в Управление межевой план, согласно которому координаты характерных точек границ земельного участка определены аналитическим методом с использованием материалов проектной документации, геодезических изысканий и т.д. и без учета сведений, содержащихся в ЕГРН.

Отделу землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления совместно с Филиалом рассмотреть межевой план, предоставленный кадастровым инженером, на предмет возможности осуществления кадастрового учета земельного учета, координаты характерных точек границ которого определены аналитическим методом с использованием материалов проектной документации, геодезических изысканий и т.д. и без учета сведений, содержащихся в ЕГРН.

По результатам рассмотрения вышеуказанного межевого плана подготовить заключение о возможности осуществления кадастрового учета земельного учета на основании используемых документов без учета сведений, содержащихся в ЕГРН. Информацию представить к следующему заседанию рабочей группы.

По п.5 Повестки выступила И.Г. Щербина

  • И.А. Гончарова зачитала вопрос кадастрового инженера Д.Ю. Оганезовой. При проведении согласования границ земельного участка необходимы сведения о правообладателе смежного земельного участка, в том числе и об адресе проживания (прописки) правообладателя смежного участка. При запросе сведений из ЕГРН о правообладателе смежного земельного участка (заказываем выписку из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка) .В представленной выписке из ЕГРН отсутствуют сведения об адресе проживания (прописки) правообладателя смежного участка. Очень часто на местности участки смежные не обрабатываются, либо не знают кто правообладатели смежных участков, контактные данные правообладателей смежных участков. Кадастровый инженер пытается найти правообладателя смежного участка своими силами. Если сведения отсутствуют об адресе правообладателя в ЕГРН (в представленной выписке), то в силу ст.39 ФЗ №221 дается публикация в СМИ. После того как уже подан межевой план в орган кадастрового учета на учет изменения каких-либо сведений. принимается решение о приостановлении в связи с тем, в сведениях ЕГРН имеются данные об адресе правообладателя смежного участка и нарушен порядок согласования границ. Какой необходимо сделать запрос, чтобы узнать адрес правообладателя смежного участка.
  • И.Г. Щербина:

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с правообладателями, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  • собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
  • аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

  • в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания.

Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ

личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая:

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не содержит сведений об электронном и (или) почтовом адресе правообладателя смежного земельного участка.

Такая информация содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, являющимся объектом кадастровых работ, в случае, если смежный земельный участок имеет границы.

Если границы смежного земельного участка не внесены в ЕГРН, сведения о контактном адресе правообладателя не будут включены в выписку, даже если такие сведения внесены в ЕГРН по заявлению правообладателя.

Кроме этого обращено внимание кадастровых инженеров на то, что Выписки, полученные посредством доступа к ФГИС ЕГРН, не всегда содержат актуальные сведения об объекте недвижимости. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении кадастровых работ.

По п.5 Повестки принять:

Рекомендовать кадастровым инженерам для получения актуальных сведений из ЕГРН запрашивать Выписки с использованием сервиса «Личный кабинет» портала Росреестра либо Сервиса предоставления сведений ЕГРН официального сайта ФГБУ «ФКП Росреестра».

По п.6 Повестки выступила И.А. Гончарова

Письмом Росреестра от 28.03.2018 № 03188-ВА/18 в целях сокращения количества непредставленных актов согласования было рекомендовано информировать кадастрового инженера о дате осуществления государственного кадастрового учета на основании подготовленного им межевого плана по адресу электронной почты кадастрового инженера, указанному в разделе «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана, если в состав
такого межевого плана включен(ы) раздел(ы) «Акт(а) согласования местоположения границ земельного участка».

Данные обстоятельства в отсутствие нормативно установленной процедуры уведомления органом регистрации прав кадастрового инженера об осуществлении государственного кадастрового учета на основании подготовленного им межевого плана (в случае когда с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета обращается иное лицо), влекут за собой неисполнение кадастровым инженером обязанности, установленной пунктом 9 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

В связи с изложенным, обращаем внимание государственных регистраторов прав Управления на необходимость информирования кадастровых инженеров об осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с письмом Росреестра от 28.03.2018 № 03188-ВА/18 до внесения соответствующих изменений в статью 20 Закона о регистрации.

По п.6 Повестки принять:

Государственным регистраторам прав Управления руководствоваться Письмами Росреестра от 28.03.2018 №03188-ВА/18 и от 25.11.2019 №18/1- 11511-ВС/19 и информировать кадастровых инженеров об осуществлении государственного кадастрового учета, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днём осуществления государственного кадастрового учёта (учёта изменений) посредством направления сообщения кадастровому инженеру в порядке, указанных в рекомендациях Росреестра с указанием даты осуществления государственного кадастрового учёта (учёта изменений).

Дата
размещения
Дата
обновления
Протокол № 10 от 06.12.2019.pdf 17.12.2019 13:15 17.12.2019 13:15

<< Вернуться на предыдущую страницу