(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru

Разъяснения Минэкономразвития относительно государственной регистрации права собственности на автодороги.

Письмо № ОГ-Д23-7440 от 13.08.2019
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно государственной регистрации права собственности на указанные в обращении автодороги и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практика его применения.
Вместе с тем, в пределах компетенции департамента недвижимости отмечаем следующее.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи.
Исходя из положений пункта 1 статьи 130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, право собственности может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Так, при решении вопроса об отнесении объектов к объектам недвижимости, государственный учет и государственная регистрация прав, на которые должны осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Законом № 218-ФЗ), следует руководствоваться:
- наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам;
- наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения;
- возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Определение объекта в качестве объекта недвижимости и подтверждение его существования в качестве такового осуществляется органом кадастрового учета при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, с учетом положений нормативных правовых актов, составляющих правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Индивидуализация недвижимого имущества осуществляется в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики:, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей.
Исходя из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (Замощение, покрытие и другие), являются объектами капитального строительства.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение -это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Учитывая, что в обращении указано, что «дорога имеет грунтовое покрытие», отмечаем, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № 303-ЭС16—16486, от 10 января 2017 г. № 304-ЭС16-18316, в том числе, указано на то, что дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
В связи с изложенным неотделимое улучшение земельного участка, которым, в частности, являются замощение, асфальтовое покрытие, не является, по мнению Департамента недвижимости, объектом недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на который осуществляется в соответствии с Законом № 218—ФЗ.
Следует отметить, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Отмечаем также, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221—ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом № 218—ФЗ. При этом, как указано в обращении, рассматриваемый вопрос являлся предметом судебного рассмотрения.
В этой связи отмечаем, что Минэкономразвития России не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти и давать правовую оценку действиям, являвшимся предметом судебного разбирательства, и судебным решениям.
Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области от 12.07.2019, учитывая ранее направленное в Минэкономразвития России мнение Росреестра по вопросу, касающемуся осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие «объекты», как, например, замещение, асфальтовое покрытие, представляющие собой неотделимое улучшение земельного участка (письмо Росреестра от 01.10.2018 №9 14—09840-МС/18), сообщает, что дополнительные предложения отсутствуют.
Учитывая уточнение в обращении о том, что дорога «имеет грунтовое покрытие», также отмечаем, что, например, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 № 303—ЗС16-16486, от 10.01.2017 № 304—ЭС16-18316 в том числе указано на то, что дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.

Дата
размещения
Дата
обновления
Исх08506.PDF 16.10.2019 12:39 16.10.2019 12:39

<< Вернуться на предыдущую страницу