(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru

РБК: ФАС намерена исключить совмещение Федеральной кадастровой палатой государственных и коммерческих функций на рынке

На сайте "РБК" опубликована статья В. Грязневич "Возможное появление в России нового госмонополиста испугало ФАС". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке. Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) намерена исключить совмещение Федеральной кадастровой палатой (ФКП) государственных и коммерческих функций на рынке. Однако Росреестр хочет воспользоваться нормой закона о конкуренции, разрешающей такое совмещение в случаях, устанавливаемых правительством РФ. В число таких случаев ведомство хочет включить практически все основные услуги. Бизнес намерен этого не допустить, чтобы избежать монополизации рынка. Как ранее писал РБК Петербург, намерение правительства РФ наделить Федеральную кадастровую палату Росреестра (ФГБУ «ФКП Росреестра»), исполняющую функции органа власти на рынке кадастровых услуг, еще и правом заниматься бизнесом на этом же рынке, вызвало бурю негодования в среде кадастровых инженеров. Они уверены, что это нарушает антимонопольное законодательство, запрещающее совмещение функций органа власти с функциями хозяйствующего субъекта. Позиция ФАС в нынешней истории кадастровым инженерам неизвестна, поскольку заключение ФАС в пакете документов к законопроекту отсутствует. РБК Петербург направил в ФАС соответствующий запрос и получил ответ заместителя руководителя ведомства Михаила Евраева: «Наша задача сделать так, чтобы исключить совмещение функций ФГБУ на обычном коммерческом рынке. Но могут быть ситуации, когда кроме ФГБУ такие работы сделать никто не сможет. Например, в сфере обороны и безопасности. Именно для этого в законопроекте установлено, что такие случаи определит правительство Российской Федерации». Опрошенные РБК Петербург представители бизнеса не испытывают особого энтузиазма в связи с такой позицией ФАС. Приветствуя принципиальное намерение ФАС не допустить совмещения ФКП государственных и коммерческих функций, они в то же время отмечают два негативных обстоятельства. Как говорит, например, член экспертного совета СРО «Кадастровые инженеры» и экспертного совета АСИ Татьяна Мартынова, сегодня практически не существует работ, которые не могут сделать частные кадастровые фирмы. Даже если работы имеют отношение к сферам обороны и безопасности, соответствующие ведомства (Минобороны, ФСБ, Росатом и др.) сейчас заключают договоры с частными фирмами. При этом они, разумеется, предъявляют фирмам дополнительные требования: наличие специальной лицензии ФСБ, наличие в штате специального сотрудника, который отвечает за режим секретности и др. По словам Татьяны Мартыновой, получить лицензию ФСБ непросто, но можно: «Целый ряд фирм в нашем СРО ее имеют». Если у частных фирм отберут такие заказы, то бизнес пострадает незначительно, говорит она, поскольку доля «секретных» во всем объеме заказов Минобороны ничтожна (в основном, заказы связаны с обустройством военных городков, с передачей лесных участков и т.п.). Гораздо большую опасность бизнесу сулит второе обстоятельство, связанное с запросами ФКП. В своей «Справке о проекте федерального закона …», содержащейся в пакете документов законопроекта, Росреестр утверждает: «Случаи, при которых учреждение (ФГБУ «ФКП Росреестра» — ред.) сможет выполнять данные работы, будут устанавливаться правительством Российской Федерации. До установления данных случаев работы проводиться не могут». Однако, как следует из дальнейшего текста справки, Росреестр, в отличии от ФАС, хочет включить в перечень таких случаев очень широкий спектр работ, отнюдь не только связанных с обороной и безопасностью. «Предполагается, — говорится в справке, — что деятельность учреждения будет охватывать работы по описанию федеральных ООПТ, лесничеств, публичных границ (границы между регионами и муниципалитетами), описание имущества вооруженных сил, имущества и иного имущества государственного значения». В качестве примера «иного имущества государственного значения» Росреестр упоминает такое, «государственный кадастровый учет которого осуществляется для целей реализации федеральными органами государственной власти государственных программ, федеральных целевых программ». В составе работ по определению границ объектов, сведения о которых подлежат внесению в реестр границ, Росреестр хочет предоставить ФКП право на платной основе производить помимо прочего работы по определению «границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, публичных сервитутов». Между тем, как утверждают кадастровые инженеры, доля заказов по таким работам (кроме госучреждений их размещают также ресурсоснабжающие монополисты и госкорпорации) составляет сейчас порядка 90% всех заказов на рынке. Это связано с тем, что большинство земельных участков частных собственников уже прошли кадастровый учет. Абсолютное большинство не оформленных надлежащим образом земель принадлежит государству или муниципалитетам, которые и заказывают работы по формированию и учету. В результате получается, что если правительство РФ разрешит ФКП получить все запрашиваемые ею полномочия, то формально закон о защите конкуренции нарушен не будет, но порядка 80% рынка будет захвачено госмонополией, обладающей к тому функциями органа власти. На запрос РБК Петербург в ФАС о том, как избежать подобного казуса, ведомство ответило коротко: «ФАС России будет придерживаться изложенной позиции при принятии подзаконных нормативно-правовых актов». Между тем, как отмечает в своем заключении на законопроект ассоциация «Национальная палата кадастровых инженеров», несмотря на прямой запрет ФАС, вынесенный в 2018 году, ФКП «на регулярной основе выполняло и продолжает по настоящее время осуществлять кадастровые и землеустроительные работы. Объектами работ ФГБУ «ФКП Росреестра» являются объекты недвижимости федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и частной собственности, а также объекты недвижимости, находящиеся в собственности крупных компаний, субъектов естественных монополий, организаций в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п., фактически также охватывая самых крупных собственников частной недвижимости». При этом, как отмечает ассоциация, эти работы ФКП «осуществляет преимущественно недорогими, быстрыми, но одновременно неточными методами (картографическим методом и методом бесконтактной съемки), в то время как кадастровые инженеры, работающие по общим правилам рынка, производят работы высокоточным дорогостоящим спутниковым оборудованием. Так, для определения координат земельных участков, проводимого ФГБУ «ФКП Росреестра» в рамках исправления реестровых ошибок, установлена точность в 10 раз ниже, чем для других участников рынка». Именно поэтому, утверждает Татьяна Мартынова, серьезные организации, в том числе государственные и даже Минобороны, заказывают работы частным фирмам — они хотят избежать в будущем конфликтов с владельцами соседних участков из-за низкой точности определения границ. «Кроме того, — говорит эксперт, — они отдают заказы нам потому, что мы, в отличии от подразделений ФКП, выполняем весь необходимый комплекс работ — и инженерно-геодезические изыскания, и геологию, и экологию и целый ряд других работ, помимо кадастровых. Разделить эти работы, отдать их на исполнение разным организациям [если ФКП захочет забрать себе только кадастровые работы — ред.] на практике крайне неразумно, потому что обязательные геодезические действия, выполняемые в их составе, частично задублированы и сильно взаимоувязаны. Разделение работ по видам и подвидам, приведет к значительному и неоправданному удорожанию». Кадастровые инженеры утверждают, что захват рынка Федеральной кадастровой палатой нанесет огромный вред всей системе кадастрового учета недвижимости. В пояснительной записке к законопроекту отрицается необходимость дополнительного бюджетного финансирования для организации работы кадастровых инженеров в составе ФГБУ «ФКП Росреестра». Но, по расчетам ассоциации, для обеспечения качественной работы одного кадастрового инженера необходимо потратить до 2 млн руб. на приобретение отсутствующего сегодня у ФКП геодезического и иного измерительного и обрабатывающего оборудования, программного обеспечения, а также затрат на транспорт и оплаты работы обеспечивающего персонала. Это значит, что повышать качество и расширять спектр своих работ ФКП не намерена. Но без этого необходимой точности определения границ достичь невозможно, утверждают кадастровые инженеры. По мнению ассоциации, низкая точность проводимых ФКП работ безусловно отразится на низком качестве сведений ЕГРН об объектах недвижимости. Это неизбежно приведет к тому, что «резко увеличится число конфликтов при определении территориальной принадлежности земель и объектов недвижимости, увеличится число территориальных споров между административно-территориальными образованиями в отношении прохождения их границ, снизится эффективность системы управления земельными ресурсами, возникнут многочисленные проблемы при подготовке документов территориального планирования, увеличатся случаи нарушения прав граждан, число имущественных споров, в том числе с участием органов исполнительной власти субъектов и муниципалитетов и т.д.». Такие споры существуют и сейчас, причем, их число уже увеличивается, по мнению ассоциации, как раз из-за некачественной работы региональных подразделений ФКП. При этом ассоциация опровергает заявления Росреестра о некачественной работе кадастровых инженеров в массовом масштабе. С 2017 года в СРО и органы прокуратуры поступило более 5 тысяч писем от Росреестра и его территориальных органов о некачественной работе кадастровых инженеров. Но как показало разбирательство, зачастую простые недочеты необоснованно квалифицировались Росреестром как внесение заведомо ложных сведений. «При этом по объектам государственного значения, упомянутым Росреестром в своей справке, информация о некачественных работах кадастровых инженеров ни в саморегулируемые организации, ни в правоохранительные органы, не поступала», — утверждает ассоциация. РБК Петербург на прошлой неделе направил в Росреестр просьбу ответить на претензии кадастровых инженеров к работе ведомства, однако ответа до сих пор нет. Что касается срывов сроков регистрации государственной и муниципальной недвижимости, то они, как неоднократно отмечалось на различных государственных совещаниях, связаны с недофинансированием работ по определению границ таких объектов, а не с отсутствием государственного участия в сфере деятельности кадастровых инженеров, считают в ассоциации. Хотя в некоторых странах кадастровые работы выполняют госслужащие, мировая практика отдает предпочтение модели с частными кадастровыми инженерами. Советом Европейских геодезистов (CLGE) в 2019 году проведен анализ деятельности кадастровых инженеров в различных странах Европы. Анализ показал, что за последние 12 лет число стран, в которых действуют государственные кадастровые инженеры, не увеличилось, а число стран, в которых действуют частные кадастровые инженеры, растет. В анализе 2008 года участвовали 24 страны, а в анализе 2019 года — уже 41 страна Европы.

<< Вернуться на предыдущую страницу