(3842) 44-24-00 (3842) 44-24-01 (3842) 44-24-07 kokc@kemkad.ru

СП сочла устаревшим законодательство по учету и регистрации недвижимости

Как сообщает сайт Счетной палаты, нормативно-правовая база и стратегические документы в сфере учёта и регистрации недвижимости нуждаются в актуализации. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки результативности расходования бюджетных средств, направленных Федеральной службе регистрации, кадастра и картографии в 2018-2019 годах и неполном 2020 году. На сегодняшний день сфера регулируется 20 федеральными законами, 5 постановлениями Правительства и более чем 50 ведомственными актами. При этом отсутствует возможность решать споры, связанные с приостановкой в регистрации, в досудебном порядке. Батуркин Андрей Николаевич: «На обращения граждан по принятым решениям о приостановлении в регистрации прав зачастую даются формальные ответы со ссылкой на необходимость судебного обжалования. В проверяемый период, из всех вступивших в законную силу судебных решений, в среднем в 28% случаев решения государственных регистраторов (по регистрации прав) признавались судами незаконными. В этой связи Счетная палата предлагает Правительству установить возможность досудебного обжалования решений государственных регистраторов». Также, по мнению контрольного ведомства, необходимо разработать новый состав целевых показателей документов стратегического планирования в этой сфере, поскольку применяемые показатели не в полной мере характеризуют достижение поставленных целей, постоянно меняются и зачастую неинформативны. «ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» предусматривала в качестве цели к 2020 году вхождение России в пятерку лучших стран по показателю «Регистрация собственности» в рейтинге «Doing business» Мирового банка». При этом подпрограмма 3 Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» по этому же показателю предусматривала к 2020 году 12 позицию в рейтинге, что соответствовало фактическому результату, уже достигнутому на май 2019 года», – привел пример аудитор. Работа, проводимая Росреестром по улучшению качества сведений ЕГРН, должна сопровождаться разработкой новой системы показателей стратегических документов и, как следствие, должна измениться система оценки в целом. Отдельное внимание в ходе проверки Счетная палата уделила работе Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости. К её созданию Росреестр приступил еще в 2014 году и должен был ввести в эксплуатацию к 1 января 2017 года. Однако в установленный срок система была запущена формально. Фактически внедрение системы во всех регионах страны было завершено только в октябре 2020 года. «Создано семь подсистем ФГИС ЕГРН силами шести разных разработчиков без единой комплексной архитектуры и с перерывами в процессе создания, – подчеркнул Андрей Батуркин. – Для промышленной эксплуатации ФГИС ЕГРН потребовались дополнительные мероприятия и ресурсы в целях доработки и развития». Всего с 2014 по 2020 год Росреестр израсходовал по контрактам на разработку и модернизацию программного обеспечения ЕГРН 1,6 млрд рублей. Кроме того, дополнительные средства направлены на аренду вычислительных мощностей Ростелекома. При этом больше половины функциональных подсистем ФГИС ЕГРН требуют существенной модернизации. В итоге недоработки при создании системы привели к сбоям и авариям в ее работе. Крупнейшая авария произошла в августе-сентябре 2018 года, когда две недели было невозможно провести регистрацию недвижимости и получить выписку из ЕГРН. Избежать этого позволил бы работающий резервный Центр обработки данных (ЦОД), но он был введен в эксплуатацию спустя 9 месяцев после аварии. «Собственно после указанной аварии Правительством и было принято решение об аренде у телекоммуникационной компании дополнительного активного ЦОДа. На практике, когда запускаются такие сложные большие системы, сразу вводится и основной ЦОД, и резервный, который позволяет в случае отказа устойчивости первого переводить на себя все остальные информационные потоки», – пояснил аудитор. Существуют проблемы в учете федерального имущества. При сопоставлении данных ЕГРН и реестра федерального имущества Росреестром не обеспечивалась регулярность предоставления и надлежащее заверение передаваемых данных. Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Олег Скуфинский согласился с выводами Счетной палаты и рассказал о том, что Росреестр делает для устранения отмеченных замечаний: «Указанные вопросы, в том числе в части качества информационных систем, требуют не «ямочного» ремонта, а комплексной работы и серьезной модернизации. Все указанные Счетной палатой замечания учтены. Отмечу, что за 2020 год в единую информационную систему перенесено более 70% всего объема информации в ЕГРН. Мы работаем над повышением отказоустойчивости и катастрофоустойчивости ЦОДов. В 2020 году в интересах граждан и для повышения эффективности учетно-регистрационных действий приняты 8 федеральных законов, полностью реализовали проект по «регуляторной гильотине», готовим целый ряд важных законодательных инициатив. Разработали Стратегию развития ведомства. Сейчас Росреестр проводит реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на решение конкретных жизненных ситуаций наших потребителей». Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности и достижения целей предоставления средств федерального бюджета, направленных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года на осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом передачи части полномочий» Рекомендации по результатам контрольного мероприятия Приложение №1. Перечень выявленных нарушений и недостатков в работе Росреестра, Управления Росреестра по Москве, Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» Приложение №2. Перечень государственных контрактов, заключенных Росреестром в целях создания, развития и эксплуатации ФГИС ЕГРН Приложение №3. Перечень целей и вопросов контрольного мероприятия Приложение №4. Перечень актов, оформленных в ходе контрольного мероприятия Приложение №5. Перечень заключений на замечания объектов контрольного мероприятия Приложение №6. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, выполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия Приложение №8. Сведения о данных, методах их сбора и анализа, использованных для получения доказательств и обоснования результатов контрольного мероприятия

<< Вернуться на предыдущую страницу